Первая компетенция Заботника “Прояснение глубинных причин и обстоятельств”

Диалог начинается с прояснения глубинных причин и обстоятельств, которые помогают понять задачи и решения. Заботник настраивает подопечного решать корневые задачи, первопричины, а не поверхностно бороться с последствиями. Заботник должен уметь понимать смысл и глубинные причины сложностей подопечного. Желание по быстрому решать вопросы мешают осмыслить и осознать подопечному важные задачи, и даже, если Заботник знает лучшие ответы, важнее помочь подопечному подняться на уровень осознания, а не взращивать слепую веру и легковестность при оценке и выборе готовых субъективных решений, методов и инструментов от Заботника. Умение обучать подопечного самому искать решения, опираясь на философию и осознанность перспективней, чем решать вопросы за подопечного, иначе у подопечного разовьется привычка скидывать ответственность на старших или поверхностно “заметать под ковер”, что в итоге приведет только к разочарованию в методах и процессе.

В Ведической культуре есть традиции общения, которые ярко описаны в пуранах, таких как Махабхарата или Рамаяна.

Особенностями обращения героев этих произведений таковы, что они прежде чем высказать свои мнение или идею следовали этикету, который распределял всех людей в структуре социальной иерархии, и определял права и полномочия для каждого члена общества. Этот этикет в первую очередь акцентировался в проявлении уважения к каждому члену общества и поэтому диалоги традиционно не были праджалпой – пустыми разговорами ни о чем. Любая речь, поведанная в этих произведениях имела значение и ценность. И с одной стороны это может являться результатом стиля повествования, который нацелен изначально на раскрытие важных аспектов жизнедеятельности, но также мы можем увидеть, что это традиционный стиль общения всех описанных героев. И хотя, они были все с разнообразными характерами и своими особенностями, но их объединяла как раз общая ведическая культура, и следование этикету было больше нормой для всех людей, чем индивидуальной особенностью отдельных личностей. Поэтому логично сделать вывод, что общение в рамках этикета является естественным показателем отношения в ведическом обществе.

Чем же может быть для нас полезен этот ведический этикет общения?

Форма ведического обращения друг к другу была традиционна последовательна и уделяла внимание предварительной подготовке или созданию среды для взаимопонимания. В частности, ведическое обращение включало, с учетом места, времени и обстоятельств, что необходимо:

  1. Предварительно выразить почтение в соответствии с социальным или духовным статусом личности.
  2. Прославить собеседника, показывая свое осознание значимости его личности и его поступков.
  3. Указать на взаимосвязь с важными обстоятельствами, событиями, или часто причастность к определенной родословной, что является неотъемлемой частью ведического общества, в котором традиционность передачи ценностей из поколения в поколение формировало в обществе  силу и могущество.
  4. Заблаговременно показать готовность принять ответственность за возможные последствия высказанных слов и мыслей.
  5. Выражать свои слова по принципу: Ману-самхита (4.138) утверждает: «сатйам бруйат прийам бруйан на бруйат сатйам априйам прийам ча нанритам бруйад еша дхармах санатанах, — говорите истину, говорите приятную истину. Не произносите неприятную истину. Не говорите приятную ложь. Такова санатана-дхарма, вечный принцип религии.»

 И смотря на эти традиции ведического общества, явно прослеживается склонность смотреть шире и глубже, а также прежде чем вести диалог, понимать с кем имеешь дело, понимать его как внешнюю социально-общественную позицию, так и внутреннюю мотивированность. И если брать пример с этих ведических героев, то становится понятным, почему же мы должны развивать в общении, в первую очередь, навык прояснять глубже причины ситуации. К тому же, согласно философии кармы, одной из основной причиной любой ситуации являются мотивы, природа личности, его кармическая обусловленность.

Важно целостно воспринимать.

Для того, чтобы найти правильные решения, необходимо целостно понимать ситуацию, контекст, увидеть общую картину, при понимании которой появится более объективный взгляд.

И целостность понимания ситуации будет включать:

  1. Кто и для чего? – понимание природы и мотивированности участников, их шкалы ценностей и конечных целей, ради которых они вовлечены в процесс.
  2. Место, время и обстоятельства – понимание предшествующих, сопутствующих обстоятельств и закономерностей, ведущих к определенным последствиям.

Личностный подход в общении – это акцент на его внутреннем мире.

Также важным в начале диалога показать, что интересен сам человек, чем его проблема. Привычка сразу переходить к поиску решений в вопросах и делах, так называемый деловой подход, часто увлекает и мешает проявить эмпатию к самой личности. В итоге, в культуре общения, формируется принцип, что успешность по внешним проявлениям, достижениям и практичности, становится выше внутреннего состояния личности, и в общении нам кажется более важным проекты, и внешний имидж, чем степень удовлетворенности и счастья самого человека. Поэтому привычка спрашивать при встрече “Как дела?”, стало нормой, традицией, но есть более ценный для самого человека вопрос “Как ты сам?”. Иначе говоря, мы зачастую мерим человека не его степенью удовлетворенности, интересуемся не им самим, а лишь его внешними успехами, которые также важны, но они вторичны при построении глубоких отношений. Глубина отношений и взаимопонимания в итоге формирует атмосферу доверия, без которой невозможно в долгосрочной перспективе успешно сотрудничать и добиваться серьезных результатов в формате синергии. Поэтому важнее сначала понять “как он сам”, чтобы затем понять “как его дела.” И если, прежде чем искать решение заданного подопечным вопроса, предварительно проявить эмпатию и исследовать его внутренний ресурс, чтобы оценить истинную потребность и причину беспокойств, тогда и само решение будет выбираться с акцентом на том, чтобы сделать человека счастливее, а не просто имиджево успешнее.

 Рекомендация:

Начинать диалог с прояснения отношений в позитивном ключе, для создания положительной атмосферы. Например, поделиться своим позитивным видением личности, выразить почтение, прославить, напомнить о важности и ценности этого общения, и открывая свое сердце и ум, формировать атмосферу доверия. И затем задавать вопросы, которые помогают расширить видение ситуации и мотивации личности. Избегать поспешных выводов и оценок, и также не спешить с советами и рекомендациями, не поняв ситуация целостно.

0

Автор публикации

не в сети 2 дня

Юрий Чен

151
Тот, кто зелен – будет зреть, тот, кто спел, тот будет гнить.
Комментарии: 5Публикации: 163Регистрация: 12-02-2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *